Про технопарк
Сегодня в России по данным Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ РФ, насчитывается 115 технопарков в 39 регионах страны, и их количество продолжает расти. Они обеспечивают современную инфраструктуру для научно-исследовательской, производственной и предпринимательской деятельности в различных отраслях. Сюда входят не только стартапы, но и крупные компании, для которых технопарки становятся идеальной площадкой для развития и расширения бизнеса.
Специфика работы технопарков и кадровые вызовы
Одним из базовых факторов, обеспечивающих успешную деятельность технопарков, является наличие развитой инфраструктуры и предоставление комплекса услуг своим резидентам. Эти услуги включают в себя: аренду производственных и офисных помещений, доступ к лабораторному и исследовательскому оборудованию, услуги IT-поддержки, юридические и бухгалтерские консультации, обучение и подготовку персонала.
Для организации работы на таком уровне технопарки активно привлекают подрядчиков — сторонние компании, которые помогают в решении административных и технических задач. Однако сложность заключается в том, что постоянное расширение технопарков требует вовлечения большого количества квалифицированных и неквалифицированных специалистов, как для самого парка, так и для поддержки компаний-резидентов. И это становится настоящим вызовом для кадровой службы.
Специалисты, которые всегда востребованы в технопарках
Технопарки — не просто физические пространства для компаний, это сложные инфраструктурные и управленческие системы. Поэтому для их полноценного функционирования постоянно требуется широкий спектр специалистов, среди них: инженеры и специалисты по обслуживанию оборудования, IT-специалисты, менеджеры по проектам и консультанты, чтобы оказывать поддержку резидентам в юридических, бухгалтерских и организационных вопросах. Кроме того, не обойтись без маркетологов и специалистов по связям с общественностью, для привлечения новых резидентов и продвижения технопарка как центра инноваций. Важен операционный персонал, обеспечивающий жизнедеятельность парков – охрана, уборка, логистика, электрика, сантехника, общепит, администраторы и другие специалисты сервисных служб. Без них невозможно поддерживать комфортные условия для резидентов.
Однако удержание этих специалистов часто вызывает трудности, особенно в тех регионах, где технопарки расположены удаленно от крупных городов и густонаселенных районов.
Текучесть в условиях удаленности
Одним из главных вызовов, с которыми сталкиваются технопарки, является географическая удаленность многих объектов. Технопарки часто располагаются на периферии крупных городов, а иногда и вовсе в отдаленных регионах, где найти квалифицированные и неквалифицированные кадры становится непростой задачей. Сложность заключается не только в том, чтобы привлечь специалистов, но и в том, чтобы удержать их, когда более привлекательные предложения поступают из густонаселенных и развитых регионов. Это приводит к дополнительным издержкам на подбор и обучение новых сотрудников.
Кроме того, на кадровую ситуацию влияет высокая конкуренция за квалифицированных специалистов, особенно в IT-сфере и инженерных профессиях. Даже крупные технопарки, располагающие хорошими ресурсами, вынуждены сталкиваться с проблемой оттока кадров в другие регионы и за границу, где условия труда и уровень зарплат могут быть интереснее.
Как технопарки справляются с кадровыми проблемами?
Для решения проблем с нехваткой специалистов технопарки используют разные подходы. Некоторые активно сотрудничают с университетами и колледжами для привлечения молодых людей. Это дает возможность не только снизить дефицит кадров, но и подготовить персонал, соответствующий требованиям конкретного предприятия, как говорится в известном фильме, «Бабу-Ягу со стороны брать не будем, воспитаем в своем коллективе. Сюда же можно отнести практику организации для сотрудников и резидентов специальных программ обучения и сертификации. Это позволяет развивать внутрикорпоративные навыки и повышать квалификацию без необходимости поиска новых сотрудников на рынке.
Технопарки, расположенные в отдаленных регионах, всё чаще прибегают к использованию цифровых технологий и удаленной работы, чтобы привлекать специалистов из других регионов или даже стран.
Часто технопарки нанимают подрядчиков-аутсорсеров, которые обеспечивают выполнение определенных задач. Это может быть техническое обслуживание, охрана, уборка или IT-поддержка. Однако данный подход не всегда решает проблему с текучестью кадров, а только перекладывает ответственность на другую организацию.
Наиболее эффективным показал себя другой подход — сотрудничество с аутстафферами.
В случае с технопарками аутстаффинг может стать эффективным решением для снижения кадровой нагрузки и минимизации рисков, связанных с текучестью кадров. По своей сути, это процесс вывода сотрудников за штат компании и передачи их под управление специализированного аутстаффингового агентства. Технопарки могут передать на аутстаффинг часть коллектива, например, клининг, IT-поддержку.
При передаче сотрудников на аутстаффинг технопарки снижают административные издержки, так как все вопросы, связанные с оплатой труда, налогами и социальными взносами, ложатся на партнера. Такой подход обеспечивает гибкость, экономичность, что особенно важно для технопарков, стремящихся к расширению.
Учитывая, что в технопарках часто ведутся инновационные разработки, резидентам важно беречь конфиденциальность информации. Этот вопрос решается просто – подписанием соглашения с аутстафферами о неразглашении (NDA), но, прежде всего, выбором действительно компетентного партнера с многолетним опытом и прозрачной системой сотрудничества.